Ученые с уверенностью заявляют, что благодаря умственной активности обеспечивается около четверти разницы в возрастном снижении интеллектуальных способностей. У пожилых людей с активным умом умственные способности снижаются на 32% медленнее, чем у тех, кто мыслит со средней активностью, и на 48% медленнее, чем у тех, кто интеллектуально пассивен. Отсюда следует закономерный вывод: чтобы затормозить процессы старения, дольше сохранить память и предотвратить развитие старческого слабоумия, нужно стимулировать умственную деятельность. Именно это и является целью программы «Познавая мир, открываешь себя», реализуемой на базе ГАУ СО «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В настоящее время программой охвачены 147 человек пожилого возраста и граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Основные задачи программы состоят в следующем:
1 Расширение кругозора и общей эрудиции, развитие интеллектуальных способностей участников программы. Стимулирование самоуважения и увеличения социальных контактов.
2 Поддержание познавательных процессов, тренировка целеполагания и умения сосредотачиваться.
3 Освоение проживающими информационно-культурных технологий и компьютерных ресурсов для их самостоятельного использования. Стимулирование самостоятельного поиска информации, независимого от помощи окружающих.
Самой многочисленной аудиторией, рамках программы, являются участники клуба «Киноман» (128 человек из числа всех категорий мобильности и способности к самообслуживанию). Жители учреждения просматривают любимые фильмы, которые заранее выбирают по тематике и содержанию, интересные видео-передачи и видео-экскурсии по музеям и странам.
Занятия клуба «Киноман» проводятся 1 раз в неделю в холлах отделений и читальном зале дома-интерната. Просмотр познавательных передач и любимых фильмов позволяет найти новую тему для разговора с окружающими, укрепить самооценку, обменяться впечатлениями и положительными эмоциями друг с другом.
Поддержанию когнитивных процессов хорошо помогает участие в клубе «Эрудит». Здесь жители ежедневно разгадывают сканворды и кроссворды, как в читальном зале группой, так и в своих комнатах, в индивидуальном порядке. Библиотека учреждения выписывает периодические издания со сканвордами за счет внебюджетных средств. Для желающих я распечатываю новые задания, скаченные из сети интернет.
С особым интересом 1 раз в неделю жители играют в настольные игры: «Кто вперёд?», лото, домино, карточные игры, участвуют в соревнованиях на решение простых математических примеров на скорость и чтение вслух.
Очень увлекательно проходят турниры между отделениями дома-интерната по игре «Крестики-нолики», даже для граждан с ментальными особенностями.
Проводятся соревнования по шашкам, шахматам. 1 раз в месяц. Наиболее активные игроки принимают участие в районных и городских олимпиадах и регулярно занимают там призовые места.
Сейчас внедряем такую форму обслуживания как электронные книги. Особенности работы в интернете и методике использования электронных книг и планшетов объясняет библиотекарь учреждения.
Методы, применяемые в рамках программы, весьма доступны и могут легко распространятся не только для жителей стационарных учреждений, но и для получателей социальных услуг центов социального обеспечения населения.
Анализируя результаты программы (оценка которой проводилась с помощью различных психодиагностических методик: «Шкала прогрессивных матриц Равена, Тест Mini-Cog, Опросник УСК, Многомерная шкала удовлетворенности жизнью), можно сказать, что повышение общей эрудиции, тренировка познавательных процессов и наличие навыков с самостоятельному поиску и использованию информации значительным образом влияет на сохранение интеллектуальных возможностей, закреплению высоко-дефференцированного когнитивного опыта пожилых граждан, успешно помогает в профилактике деменции и, как следствие, повышает уровень качества жизни получателей услуг нашего дома-интерната.
Фотографии по теме:
|