2018 год указом Президента Российской Федерации Владимира Путина, помимо других пунктов, объявлен Годом русского балета и посвящен хореографу Мариусу Петипа.
11 марта 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося французского и русского солиста балета, гениального хореографа, театрального деятеля и педагога Мариуса Ивановича Петипа.
16 марта в ГАУ СО «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» прошло тематическое мероприятие, приуроченное к 200-летию со дня рождения балетмейстера Мариуса Петипа.
Организаторы мероприятия рассказали проживающим о биографии выдающегося балетмейстера, родившегося в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 года в семье артистов балета. Мариус учился у отца – Жана-Антуана Петипа, а в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса. В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842–1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург, где до конца жизни работал в качестве артиста балета, с 1862 – балетмейстера, а с 1869 – главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж. Мазилье Пахита , который перенес из Парижа.
В дальнейшем Мариус Петипа исполнял ведущие роли в балете Ж. Мазилье «Сатанилла», балетах Ж. Перро: «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар», а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой «Дочери Фараона», поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов.
Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Высшим хореографическим достижением, по мнению искусствоведов и зрителей, стали спектакли, созданные в союзе с П. И.Чайковским («Спящая красавица», 1890; отдельные эпизоды «Лебединого озера», 1895) и А. К.Глазуновым («Раймонда», 1898).
«С Петипа, по сути, начался русский балет, его мировая слава и мировые достижения. Он не просто десятилетия работал в России – он вошел в наше сознание как абсолютно русский художник. Итогом его совместной работы с Чайковским стали спектакли, которые востребованы во всем мире...» - подчеркнула Министр Культуры Московской области Оксана Косарева.
Затем проживающие просмотрели «Хрустальный башмачок» — фильм-балет, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1960 году кинорежиссёром Александром Роу и режиссёром-балетмейстером Ростиславом Захаровым. Экранизация балета Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Ростислава Захарова; именно этот балетный спектакль впервые в 1893 году вывел на сцену Мариинского театра в Санкт-Петербурге Мариус Петипа.
Проживающие теплыми словами поблагодарили организаторов за интересное тематическое мероприятие, приуроченное к празднованию 200-летия со дня рождения выдающегося балетмейстера; его вклад в хореографическое искусство невозможно переоценить; весь академический балет в той или иной мере до сих пор несёт отпечаток его творческого гения.
Фотографии по теме:
|